…около ста писателей поддержало меня. Несчастная гуманитарная интеллигенция! Не тебя ли, главную гидру, уничтожали с самого 1918-го года - рубили, косили, травили, морили, выжигали? Уж кажется начисто! уж какими глазищами шарили, уж какими мётлами поспевали! - а ты опять жива? А ты опять тронулась в свой незащищённый, бескорыстный, отчаянный рост! - именно ты, опять ты, а не твои благополучные братья, ракетчики, атомщики, физики, химики, с их верными окладами, модерными квартирами и убаюкивающей жизнью!
Style Credit
- Base style: EasyRead by
- Theme: High Contrast White by
Page generated 23 Jan 2026 00:21
Powered by Dreamwidth Studios
no subject
Date: 12 Apr 2014 21:45 (UTC)Интересно, а выступил ли тогда как-то в его защиту Сахаров?
no subject
Date: 12 Apr 2014 22:09 (UTC)Сахаров и Солженицын впервые встретились 26 августа 1968 года.
Академик, трижды Герой Социалистического Труда и «отец водородной бомбы» А.Д.Сахаров только недавно, в мае 1968 года, выступил как диссидент, обнародовав свой первый большой меморандум «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» с призывом к развитию демократии и плюрализма. Это выступление быстро принесло Сахарову известность — ив Советском Союзе, и на Западе. Но у него еще не было почти никаких связей не только с диссидентскими группами, но даже с писателями и учеными за пределами большой, но замкнутой группы ученых-атомщиков.
Солженицын же получил мировую известность гораздо раньше, еще в конце 1962 года, — после публикации в «Новом мире» знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» — первой правдивой книги о сталинских лагерях, опубликованной в СССР. Эта публикация была частью политики «десталинизации», проводившейся после XXII съезда КПСС, и на встречах руководителей партии с деятелями культуры не только Никита Хрущев, но и Михаил Суслов жали Солженицыну руку и горячо приветствовали появление «Ивана Денисовича». На путь открытой оппозиции режиму Солженицын вступил лишь в мае 1967 года, обнародовав «Открытое письмо IV съезду Союза советских писателей» с протестом против цензуры и политических преследований советских писателей.
Солженицын: "Я был, наверное, недостаточно вежлив и излишне настойчив в критике, хотя сообразил это уже потом: не благодарил, не поздравлял, а все критиковал, опровергал, оспаривал его меморандум. И именно вот в этой моей дурной двухчасовой критике он меня и покорил! — он ни в чем не обиделся, хотя поводы были, он не настойчиво возражал, объяснял, слаборастерянно улыбался — а не обиделся ни разу, нисколько — признак большой, щедрой души."
Сахаров: «Мы встретились на квартире одного из моих знакомых. Солженицын с живыми голубыми глазами и рыжеватой бородой, темпераментной речью необычайно высокого тембра голоса, контрастировавшей с рассчитанными, точными движениями, — он казался живым комком сконцентрированной и целеустремленной энергии. Я в основном внимательно слушал, а он говорил — страстно и без каких бы то ни было колебаний в оценках и выводах. Он остро сформулировал — в чем он со мной не согласен. Ни о какой конвергенции говорить нельзя. Запад не заинтересован в нашей демократизации, он запутался со своим чисто материальным прогрессом и вседозволенностью, но социализм может его окончательно погубить. Наши вожди — это бездушные автоматы, они вцепились зубами в свою власть и блага, и без кулака зубов не разожмут. Я преуменьшаю преступления Сталина и напрасно отделяю от него Ленина. Неправильно мечтать о многопартийной системе, нужна беспартийная система, ибо всякая партия — это насилие над убеждениями ее членов ради интересов заправил. Ученые и инженеры — это огромная сила, но в основе должна быть духовная цель, без нее любая научная регулировка — самообман, путь к тому, чтобы задохнуться в дыме и гари городов. Я сказал, что в его замечаниях много истинного, но моя статья отражает мои убеждения. Главное — указать на опасности и возможный путь их устранения. Я рассчитываю на добрую волю людей. Я не жду ответа на мою статью сейчас, но я думаю, что она будет влиять на умы»
no subject
Date: 12 Apr 2014 22:12 (UTC)no subject
Date: 13 Apr 2014 10:59 (UTC)no subject
Date: 19 Apr 2014 08:47 (UTC)no subject
Date: 19 Apr 2014 21:02 (UTC)Ну также и Навальному дают условно, а узникам 9 мая дают реальные сроки.
Потому что тираны боятся огласки.
Но выбиться в духовные лидеры Солженицыну и Навальному помогла безудержная храбрость и безупречная нравственная позиция. Качества редкие и по отдельности, а вместе - просто уникальные.
no subject
Date: 19 Apr 2014 21:11 (UTC)на исключительную роль непогрешимого морального авторитета и безусловного
духовного лидера. Он с особой настойчивостью и страстью попрекает нас в
конформизме, обвиняет во всех наших слабостях и грехах, видя себя самого
стоящим на недоступной нам высоте.
А оказывается, на доступной высоте он стоит. Но претендует на большее.
Он от исполнения обязательства уклонился, а в то, что так же могли
уклониться другие, не верит. Почему же? Насколько нам известно (и сам он о
том свидетельствует), даже и в тех крайних обстоятельствах жизни были люди,
которые на подобные компромиссы не шли вообще.
Верит. Более того, сам пишет о таких людях (которые были храбрее его). Но эти люди сгинули в небытие, сохранив свою совесть, но не принеся пользы потомкам.
А Солженицын рассказал людям о том, что перевернуло их восприятие СССР.
И это была не случайность, это был продуманный план.
И ни разу не видел у Солженицына упрёков кого-либо в конформизме. Упрёков в безнравственности, лжи, двуличии - сколько угодно. А нонконформизм - не его ценность.
no subject
Date: 19 Apr 2014 21:25 (UTC)предположил, что, сложись его судьба иначе, он и сам мог бы надеть на себя
кагэбэшную форму, я и тут знал, что это не про меня.
У Войновича все мысли крутятся вокруг личности человека: "я такой, он не такой, тот эдакий". "Он меня обогнал, но ляпнул ерунду - значит не очень-то он меня и лучше, да?"
А Солженицын видит в личностях лишь проявление глобальных сил Добра и Зла. Сам он может поступать хорошо или плохо - координаты Истинного Добра от этого не изменятся.
А у Войновича мерилом всему является он сам. Этот человек кумир Войновича, этот умнее Войновича, но беднее его, а этот менее нравственен, чем Войнович, хотя и более известен.
Концепция "Войнович как центр мироздания и критерий всего".
no subject
Date: 19 Apr 2014 21:31 (UTC)споткнулся на том месте, где автор предлагает выложить вдоль берегов канала,
чтоб всегда люди помнили, фамилии лагерных начальников: Фирин, Берман,
Френкель, Коган, Раппопорт и Жук. Во времена борьбы с "космополитизмом"
советские газеты так выстраивали в ряд еврейские фамилии врачей-убийц или
еще каких-нибудь злодеев этого племени. Но неужели среди начальников
Беломора вообще не было русских, татар, якутов или кого еще? А если и не
было, то надо ж понимать, что эти шестеро, как бы ни зверствовали, были
всего лишь усердными исполнителями высшей воли. Истинным вдохновителем и
прорабом этого строительства был как раз тот, чьим именем канал по
справедливости и назван -- Иосиф Сталин.
Здесь, по-моему, комментарии излишни.